Кадастровая палата по Волгоградской области оцифровала более половины всех кадастровых дел, сформированных на бумажном носителе
Кадастровая палата по Волгоградской области перевела в электронный формат более 425 тыс. кадастровых дел, что составляет 65,4% от всех кадастровых документов, находящихся на хранении в архиве учреждения. Перевод документов в цифровой формат позволяет повысить скорость оказания услуг вне зависимости от месторасположения объектов недвижимости, то есть экстерриториально.
Кадастровое дело представляет собой комплект документов, на основании которых сведения об объекте были внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В деле содержатся документы как о создании объекта недвижимости и изменении основных характеристик, так и о прекращении существования такого объекта.
Архив Кадастровой палаты представляет собой комплексное хранилище, содержащее бумажные и электронные версии документов. Все документы, поступившие в архив в бумажной форме, будут переведены в электронный вид с помощью создания скан-образов документов, каждый из которых должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью ответственного сотрудника отдела ведения архива учреждения. При этом бумажная версия кадастрового дела, также будет сохранена в архиве.
Электронные документы, поступающие в архив, подлежат хранению только в электронном виде.
Собственники недвижимости или их законные представители могут обратиться в Кадастровую палату с запросом о предоставлении копий отдельных документов кадастрового дела. Запросить документы возможно даже на прекративший свое существование объект недвижимости. Чаще всего необходимость получения таких документов возникает при проведении различных сделок с недвижимостью, а также для урегулирования земельных споров. Например, делается запрос на получение копий межевого или технического планов, материалов, подтверждающих принадлежность надела к той или иной земельной категории или виду разрешенного использования. Зачастую гражданам или компаниям необходимо подтверждение на разрешение применения земли, на изменение назначения помещения и прочее.
«Оцифровка архива позволяет решать задачи не только долговременного хранения информации и документов, но и их оперативного использования, в том числе проводить операции с недвижимым имуществом по экстерриториальному принципу, то есть вне зависимости от места расположения объекта недвижимости. К примеру, житель Иркутской области, унаследовавший дом в Волгоградской области, может оформить недвижимость, не выезжая за пределы своего региона. Также, когда заявитель запрашивает копию архивного документа, который еще не оцифрован, производится ретросканирование по запросам, то есть кадастровое дело по данному запросу сканируется вне очереди», – отмечает заместитель директора — главный технолог Кадастровой палаты по Волгоградской области Елена Баева.
Копию архивного документа можно получить как на бумаге, так и в электронном виде. Электронный документ заверяется цифровой подписью и имеет такую же юридическую силу, что и бумажная версия. Выдача сведений из архива занимает не более трех рабочих дней.
Кадастровой палатой по Волгоградской области в 2021 году выдано свыше двух миллионов сведений о недвижимости
Кадастровая палата по Волгоградской области подвела итоги предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) за 2021 год. Всего за прошлый год ведомство выдало физическим, юридическим лицам и органам власти более 2,1 млн выписок. За 2020 год было выдано немногим более 1,6 млн выписок. Таким образом, рост спроса на получение сведений о недвижимости составил 27,9 %.
C 2017 года единственным документом, подтверждающим право собственности на объект недвижимости, является выписка из ЕГРН. Самой популярной остается выписка о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости: за 2021 год было выдано более 1,3 млн таких выписок. Остается заинтересованность в получении сведений об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: выдано 300,5 тыс. сведений за указанный период. Также, за 2021 год Кадастровая палата по Волгоградской области выдала 240,6 тыс. выписок об объекте недвижимости, более 64 тыс. выписок о переходе права собственности на объект недвижимости и более 24 тыс. кадастровых планов территории.
«Сведения, в виде выписки из ЕГРН, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц. Однако из общего правила есть и исключения. Существует перечень сведений с ограниченным доступом», – отмечает заместитель директора Кадастровой палаты по Волгоградской области Игорь Ким.
К сведениям ограниченного доступа отнесена информация, содержащаяся в ЕГРН и предоставляемая в виде:
– сведений о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
– выписки о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости;
– копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН
– выписки о содержании правоустанавливающих документов;
– выписки о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.
Вышеперечисленные сведения могут быть предоставлены по запросам лишь определенного круга лиц. К числу которых относятся:
– правообладатели и их законные представители (родители, опекуны);
– лица, действующие по доверенности от правообладателя (доверенные лица);
– лица, имеющие право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону;
– нотариусы, судьи, судебные приставы-исполнители, правоохранительные органы, органы прокуратуры, арбитражные управляющие, руководители, заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные лица, исчерпывающий перечень которых указан в законе (п.13 ст. 62 Федерального закона № 218).
Запросить сведения из ЕГРН можно несколькими способами: обратиться с заявлением в офис МФЦ, направить запрос почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении, а также через Интернет с помощью специализированных электронных сервисов. Заявители могут воспользоваться онлайн-сервисом Федеральной кадастровой палаты, порталом Росреестра или Единым порталом государственных и муниципальных услуг и получить выписку за считанные минуты.
Получить услуги Росреестра в период пандемии волгоградцы могут в электронном виде
Обращаем Ваше внимание, что в связи с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.01.2022 № 36 в филиалах МФЦ с 01.02.2022 будет сокращаться количество окон для приема документов.
В связи с этим, Кадастровая палата напоминает волгоградцам, что подать документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и запрос на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) можно с помощью электронных сервисов.
Сведения из ЕГРН
Для запроса сведений из ЕГРН рекомендуется воспользоваться онлайн-сервисом Федеральной кадастровой палаты (https://spv.kadastr.ru/), Единым порталом государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru), либо сайтом Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав
Подать документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество можно в электронном виде следующими способами:
— через личный кабинет на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/), в этом случае потребуется электронная подпись;
— через нотариуса;
— через банк;
— через застройщика.
Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи можно в удостоверяющий центре Федеральной кадастровой палаты. Для этого необходимо:
— зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Удостоверяющего центра и подать соответствующую заявку;
— оплатить услугу любым удобным способом;
— посетить офис Кадастровой палаты по Волгоградской области для удостоверения личности;
— скачать сертификат в личном кабинете или забрать в офисе записанным на токен.
Срок действия сертификата 15 месяцев.
Электронная подпись – ключ в мир цифровой экономики
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в котором все большее значение приобретают так называемые «электронные» или «цифровые» услуги. Это касается как государственных услуг, так и услуг представителей бизнес-сообщества, которые с каждым днем все активнее и разнообразнее предоставляются в электронном виде. Важную роль в процессе оказания подобного рода услуг играет электронная подпись. Кадастровая палата по Волгоградской области рассказала, что же такое электронная подпись, где ее можно получить и как правильно, а главное безопасно, ею пользоваться.
Итак, электронная подпись (ЭП) – это реквизит электронного документа, подтверждающий факт подписания электронного документа в электронном виде определенным лицом. Наиболее важная разновидность ЭП – это квалифицированная электронная подпись (КЭП), которая является аналогом собственноручной подписи на бумажном носителе и обладает юридической значимостью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (ФЗ № 63-ФЗ). Она создается с использованием сертифицированных средств ЭП и квалифицированного сертификата, который может быть выдан только аккредитованным удостоверяющим центром (УЦ).
Федеральный закон определяет, что аккредитацию УЦ осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи. Таким федеральным органом в нашей стране является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России). В связи с последними изменениями в ФЗ № 63-ФЗ в целях повышения безопасности и надежности инфраструктуры КЭП значительно ужесточились требования к УЦ. Перечень аккредитованных УЦ, а также перечни УЦ, аккредитация которых приостановлена или прекращена, всегда доступны на официальном сайте ведомства.
Одним из немногих на сегодняшний день УЦ, подтвердивших свое полное соответствие вступившим с 01.01.2022 требованиям и положениям Федерального закона и получившим свидетельство об аккредитации Минцифры России, является Удостоверяющий центр Федеральной кадастровой палаты (УЦ ФКП), в котором можно получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (Сертификат). Наш удостоверяющий центр работает с 2016 года, выдал более 90 тыс. Сертификатов и представлен во всех регионах страны (за исключением Крыма и Севастополя). Кроме того, УЦ ФКП включен в список доверенных информационных систем Росреестра и Рособрнадзора, Системы электронных паспортов транспортных средств, Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц. Наши Сертификаты можно также использовать на порталах Росреестра, Госуслуг, ФНС России, ФТС России, ФНП России и многих других ресурсах, предоставляющих электронные услуги, или же применять для заверения юридически значимых электронных документов.
Стоимость получения Сертификата сроком действия 15 месяцев в электронном виде составляет 700 рублей. Для его получения необходимо выполнить всего 3 простых шага:
Шаг 1. Зарегистрируйте личный кабинет на сайте УЦ ФКП (https://uc.kadastr.ru) и подайте через него запрос на получение Сертификата (подробные пошаговые инструкции Вы легко найдете в разделе Поддержка нашего сайта).
Шаг 2. Оплатите услугу любым удобным для Вас способом.
Шаг 3. Посетить выбранный Вами офис оказания услуги для удостоверения личности и выпуска Сертификата. Данный шаг является очень важным для обеспечения Вашей безопасности и конфиденциальности вашей КЭП и гарантирует, что никакое иное лицо не сможет получить Сертификат в УЦ ФКП, чтобы в дальнейшем осуществить какие-либо действия от Вашего имени.
В завершение хочется остановиться на вопросах безопасности при использовании электронной подписи. Принимая во внимание юридическую значимость КЭП, для хранения ее закрытой части (ключа КЭП) рекомендуется использовать специальные защищенные ключевые носители – USB-токены или смарт-карты. Кроме того, в целях уменьшения риска компрометации не рекомендуется хранить ключи КЭП в реестре Windows, на жестком диске или флеш-накопителях. Для повышения безопасности при использовании КЭП также необходимо: установить надежный пин-код к хранилищу ключевой информации и обеспечить его конфиденциальность (как минимум не сообщать его третьим лицам, а также исключить его совместное хранение с ключевым носителем), обеспечить безопасное хранение ключевого носителя в защищенном месте, исключить открытое хранение ключевого носителя и передачу его другому человеку.
«В случае если у Вас возникло подозрение, что конфиденциальность Вашей КЭП была нарушена, то не рекомендуется заверять ей какие-либо электронные документы, а незамедлительно обратиться в УЦ, выдавший Вам квалифицированный сертификат КЭП, для приостановления или прекращения действия данного сертификата» – отмечает заместитель директора Кадастровой палаты по Волгоградской области Игорь Ким.
Следует также пояснить, что самой КЭП завладеть нельзя, можно завладеть лишь инструментом для создания подписи от чьего-либо имени – ключом КЭП. Завладеть таким инструментом мошенник может либо получив несанкционированный доступ к содержащему его ключевому носителю, либо получив ключ КЭП на имя владельца сертификата КЭП в недобросовестном УЦ, который в нарушение требований ФЗ № 63-ФЗ осуществляет выдачу квалифицированных сертификатов без должной проверки предоставленных документов заявителя и без его личного визита в УЦ, необходимого для прохождения процедуры удостоверения личности будущего владельца сертификата КЭП. Если Вы столкнулись с УЦ, обещающим выдать квалифицированный сертификат КЭП дистанционно на основании фотографий или скан-копий личных документов и без визита в офис УЦ, рекомендуем сообщить об этом в орган, осуществляющий аккредитацию УЦ (Минцифры России).
Напоминаем также, что с 13 августа 2019 года действует Федеральный закон от 02.08.2019 № 286-ФЗ, регулирующий порядок применения усиленной квалифицированной ЭП при проведении сделок с недвижимостью – провести такие сделки можно только с письменного согласия собственника недвижимости. Между тем, электронные документы, заверенные электронными подписями, созданными с применением Сертификатов УЦ ФКП, являющегося доверенный УЦ для систем Росреестра, по умолчанию принимаются в работу. С помощью таких квалифицированных сертификатов КЭП сделки можно проводить дистанционно, без предварительной подачи специального заявления в Росреестр.
Не требуется также специального заявления от собственника, если электронный пакет документов на регистрацию сделок с его недвижимостью подает в Росреестр кредитная организация, например, в рамках проектов электронной регистрации. С одной стороны, упомянутый закон минимизирует риски мошенничества и защищает собственников объектов недвижимости, с другой – учитывает уже существующие механизмы цифровизации рынка.
Надеемся, полученная информация поможет Вам эффективно и безопасно применять электронную подпись и чувствовать себя уверенно в многообразном мире электронных услуг, мире цифровой экономики!